Праздники и боги кельтов


на главную страницу сайта на страницу Друиды

Кельтские праздники имели небольшие отличия в разных местностях, это отличия в произношение имён богов, ритуальной еде, детали обычаев. Кроме того в каждой местности были свои местные божества, феи.
Кельтами использовался лунный календарь, высчитывать даты праздников могли только друиды. Выделяются ирландский и галльский календари более позднего времени.
После римского завоевания и постепенного угасания культуры друидов упростились и праздники. Римляне ввели новый календарь, изменились даты праздников. С приходом христианства истреблялись все древние обычаи, имена древних богов заменялись именами святых, уничтожалось всё что не подходило под догмат христианства.


Боги кельтов

Главные боги кельтов бог Тутатес, Езус, Таранис.
Тутатес - бог-хранитель всего племени кельтов.
Таранис - бог войны и грома.
Эпона - богиня покровительница лошадей и коневодства.
Бригите - богиня исцеления, покровительница поэзии и кузнечного ремесла.
Морриган - богиня верховной власти.
Сирона - с водой и священными источниками.
Аполлон Грани, кельтское божество вод, рек и омовении.
Кельтские боги Нантосвельта, Суцелл, Цернунн, Эндовелик, Tutella Bolgensis имели разные функции покровительства и защиты человека.
Вода, так же как и во всех религиях, имела священное значение в религии кельтов. Кельтский храм обычно имел источник. Подношения даров рекам и озерам известны в Ирландии, Британии и Дании с древнейших времен. Считалось, что в каждом водоёме обитает дух - душа этого водоёма.
Поклонение священным источникам представляло собой народные празднества. Накануне праздника из цветочных лепестков составляют различные картины. На следующий день процессия, сопровождаемая танцующими, несла картины к источнику, где друид (жрец) проводил священный обряд прославления и благословения источника.

Символика друидов

Календарным символом у кельтов было колесо с восемью спицами, объединяющее в себе сразу два солнечных знака: восьмиконечный крест и колесо.

Свастика (также трехветвевая свастика) и разнообразные спирали служили символами года и вечного возвращения.
Свастика, закрученная посолонь, связывалась с летним (дневным) солнцем, а закрученная противосолонь - с зимним (ночным, подземным).


Праздники кельтов

Проведение праздников (собраний) характеризовалось состоянием радости, примирением, укреплением добрых отношений короля данной местности с его подданными. Собрания сопровождались различными игрищами, конными состязаниями, ярмарками. Обязательно устраивались обильные пиры. Все праздники были ритуалами, считалось что их правильное проведение обеспечивало благополучие общества, богатый урожай, приплод скота. На праздниках требовалось присутствия всех членов общности (племени, поселения) от короля до крестьянина.
Самайн
Ноябрь
Начало года и зимы кельты отмечали празником Самайна. Праздник приходился на семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия. Впоследствии он стал отмечаться 1 ноября.
Самайн был самым главным праздником в году.
По легенде в этот день верховные боги заключили брачный союз. В это время люди собирались в ритуальном центре для совершения церемонии смерти и возрождения. В священном месте горел главный костёр, на котором сжигались приносимые дары. В ночь Самайна люди общались с существами из иного Мира. В эту ночь открывались сиды и их обитатели выходили наружу, причём, в куда более реальном смысле, чем в другие ночи. Обычно на Самайна девушки гадали о женихе.
В праздник Самайна на стол ставили рыбу, колбасы, свинину, сбитое молоко, свежее масло, хлеб и пиво. Король устраивал пир, на котором подавали мясо откормленных за прошедший год свиней и обильную выпивку.
В Галлии праздник длился три ночи, а в Ирландии - семь дней.
Зимнее солнцестояние
21 декабря
День солнцеворота.
Поворот от тьмы к свету. В эти дни друиды предсказывали будущее и просто гадали. Друиды ходили с мешками, в которых хранились веточки с нанесёнными на них знаками (руны) (журавлиный мешок). В этот день кельты наряжали зимнее дерево - ель, украшали его фруктами, орехами и ягодами.
Имболк
(Имбволк)
Февраль
Имбволк приходился на конец третьего лунного месяца после Самайна и тринадцатого месяца, который добавляли в календарь каждый третий солнечно-лунный год. В трехлетнем солнечно-лунном цикле праздник Имбволк приходился на первые числа февраля. Имбволк при римлянах отмечали 1 февраля.
Очистительный общекельтский праздник.
Праздник посвящался Бригите, богине исцеления, покровительнице поэзии и кузнечного ремесла. Имболк знаменовал появление ягнят.
Весеннее равноденствие
21/22 марта
Праздник начинался в полдень. Выпекались хлебцы с солярной символикой. Друиды окрашивали яйца в алый цвет в честь солнца.
Это являлось символом циклического возрождения, так как из неодушевлённого яйца появлялось живое существо.
Бельтан
(Бельтайн)
Май
Праздник приходился на полнолуние второго месяца после весеннего равноденствия (приблизительно 7-9 мая). Впоследствии, в связи с римскими реформами, Бельтан стали проводить 1 мая.
Бельтан (Кештамайн) являлся вторым по значимости праздником после Самайна и означал начало летней (светлой) половины года.
Праздник посвящён богу Белену. Зажигали жертвенный огонь - огонь бога Беля, ритуальные костры. Считалось, что в это время потусторонний мир соприкасается с миром людей. На Бельтан особую силу обретают чары и заклинания.
На Бельтана кельты наряжали Майское дерево, укрошали его разноцветными лоскутками, загадывали желания. Вокруг майского дерева устраивались танцы. Бельтан и последующие несколько дней были временем любовных игр и внебрачных связей. Был обычай, по которому молодежь уходила вечером в лес и проводили всю ночь за играми, возвращаясь лишь наутро, с букетами цветов и веток березы.
Летнее солнцестояние
22 июня
С этого дня начинался сбор трав. Друиды проводили обряд сбора омелы серпом. Июнь был месяцем бракосочетаний.
Лугнасад
Август
Лугнасад знаменовал начало жатвы. Праздник в римские времена выпадал на 1 августа.
Праздник был связан с богиней-дочерью Великой Равнины, так же в других областях он был посвящён богу Луга, назывался "Свадьба бога Луга".
На Лугнасад выпекали первый каравай из зерна нового урожая. Праздник Лугнасад был возвращением к началу всех начал. Особенно широко Лугнасад праздновался раз в три года. Считалось, что устраивая в этот день пир можно обеспечить себе богатый урожай, обилие молока, здоровье и мир. Его отмечали в сакральном центре, расположенном во владениях верховного короля страны.
Сбор зерновых культур сопровождался определёнными ритуалами. Последний сноп связывали так, чтобы он формой напоминал женскую фигуру и нарекали Матерью Хлеба (Мать Урожая). Её одевали и украшали. В этот праздник полагалось совершить три ритуальных жертвоприношения: быка под ярмом, молочных коров и теленка.
Осеннее равноденствие
21/22 сентября
Праздник окончания сбора урожая.
В этот день кельты чествовали солнечного бога и богиню земли. Им в жертву приносились плоды нового урожая. После жертвоприношения устраивался общий пир. Праздник вина, время силы. Все красные растения считались пищей богов. На осеннее равноденствие из них изготовляются самые действенные амулеты (например, ожерелье из рябины.)


Календарь кельтов

Друиды считали месяцы и годы по лунному календарю. Век имел протяженность тридцать лет. Время суток измеряли не днями, а ночами. До нас не дошёл календарь друидов в полном объёме, но некоторые данные сохранились.
Предполагается, что календарь был разделен на 16 частей, каждая по четыре месяца, и охватывал 64 лунных месяца. Полгода (шесть месяцев) - светлая половина, полгода (шесть месяцев) - темная. В третьем году - тринадцать лунных месяцев, тринадцатый месяц состоит из тридцати дней. Всякий месяц из тридцати дней - счастливый, всякий месяц из двадцати девяти дней - несчастливый. Каждый месяц из 29 или 30 дней разделен на темную и светлую половины. Дни каждой из половин месяца пронумерованы отдельно. Одни дни счастливые, другие - несчастливые.
По другой версии год делился на восемь 45-дневных звездных периодов плюс один 5-дневный промежуточный (не учитываемый, приходившийся на время с 15 по 20 декабря). С каждым из этих периодов ассоциировался определенный праздник.
Известен также календарь кельтов из 13 месяцев, 12 из которых содержали 28 дней, а тринадцатый - 29. Последний день года (23 декабря) был безымянным.
Кельты год делили на две части - зиму и лето, каждое полугодие делилось ещё на две части, что соответствовало дням зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия.
Считалось, что в эти дни смены лета и зимы, условно 1 мая и 1 ноября, магические силы активизируются: феи являются людям, колдуны занимаются волшебством, будущее открывается людям во всевозможных предвестьях. Потусторонние силы могли совершать как добро, так и зло. Это время называли "ночи духов". Праздник духов дошёл до наших дней. Дни равноденствия и солнцестояния также характеризуются активностью потусторонних сил и назывались "колдовские".










Хостинг от uCoz